Материально- техническая база - необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации программы развития. Дальнейшее совершенствование материально- технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно - техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед образовательным учреждением.
Учебная и методическая литература приобретается в издательствах в соответствии с федеральным перечнем, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
В МБДОУ № 100 функционирует двенадцать групп.
В каждой группе: приемная, игровая, спальня, туалет.
Наличие других помещений:
- музыкальный зал — 1;
- спортивный зал — 1;
- кабинет педагога-психолога - 1;
- кабинет учителя-логопеда – 1;
- изостудия – 1;
- медицинский кабинет - 1;
- процедурный кабинет - 1;
- изолятор,
- кабинет заведующего - 1;
- методический кабинет - 1;
- имеется прачечная и пищеблок.
На территории МБДОУ находятся автономная котельная, игровые площадки со спортивно – игровыми конструкциями, теневыми навесами (12 шт.), песочницами; спортивная площадка; огород, цветники.
Детский сад обеспечивает содержание закрепленных за ним и принадлежащих ему на праве оперативного управления зданий, сооружений, оборудования и другого имущества потребительского, социального и культурного назначения. Ежегодно планируется смета ДОУ, намечаются приоритеты в ремонтных, оформительских работах и оснащении.
Состояние развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
— реализуемой в детском саду образовательной программы;
— требований нормативных документов;
— материальных и архитектурно-пространственных условий;
— предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
— общих принципов построения
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Модель развивающей среды: создание единой предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребенка. Создание так называемого личностного пространства, то есть возможности заниматься тем, что нравится;
- принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности;
- принцип доступности и единства продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста
- принцип активности, творчества реализуется через возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (создание коллекции, персональные выставки, временные игровые зоны, использование опытно-экспериментальных центров, мастерских, многообразное использование стен и др.);
- принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим детям (игровые и тематические зоны, охватывающих все интересы ребенка, место отдыха, место уединения); принцип учета половых и возрастных различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами;
- принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ;
- принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- принцип рациональности и целесообразности — это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность.
При формировании среды групп нет одного жесткого стандарта, а педагоги гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, наличие лидерства, познавательные интересы, показатели развития, социальных условий жизни). Все базисные компоненты развивающей предметной среды имеют оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: спортивный и музыкальный залы, мини – музей «Авиация-сердце региона». Для коррекционной работы имеется кабинет педагога – психолога.
Характеристика:
Спортивный зал:
Проведение организованных форм физического развития, физкультурные занятия разных форм - утренняя гимнастика - спортивные праздники и развлечения, досуги - организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
Имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения организованной работы по физическому воспитанию, профилактической работе по сохранению и укреплению опорно – двигательного аппарата детей, нестандартный материал для обеспечения разнообразной, разновидовой деятельности.
Музыкальный зал:
Проведение организованных форм музыкального воспитания и театральной деятельности детей - традиционные музыкальные занятия - комплексные и интегрированные занятия эстетического направления - праздники, развлечения, досуги.
Музыкальный зал оснащен синтезатором, музыкальными центрами с системой звукоусиления, мультимедийной установкой, дидактическими пособиями и демонстрационным материалом.
Мини-музей «Авиация-сердце региона»:
Проведение познавательных бесед, практических занятий с использованием художественно -изобразительной и продуктивной деятельности.
Кабинет педагога -психолога:
Коррекционно - развивающие занятия с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа - развитие эмоционально - волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств.
В кабинете психолога размещен коррекционно-развивающий материал.
Имеется дидактический материал по развитию и коррекции познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, тестовый материал по обследованию детей и др.
Кабинет учителя –логопеда:
Коррекция нарушений в развитии устной речи воспитанников; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ дошкольного образования.
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей (законных представителей).
Изостудия – особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, правши и левши; дети из обеспеченных и малоимущих семей. В изостудии осуществляется образовательно-воспитательная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста (с 4 до 7 лет).
На каждой ступени обеспечивается образования, а также дается коррекционно-воспитательная подготовка по формированию нарушенных сенсорных функций и психоэмоционального состояния. Основная цель организации развивающей среды: создание условий для самовыражения каждого ребенка и развития его творческого потенциала.
Главная задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы и фантазии.
Медицинский кабинет:
Осмотр детей, консультации старшей медицинской сестры, врача - педиатра - профилактическая, оздоровительная работа с детьми, консультативно - просветительская деятельность с родителями и сотрудниками ДОУ - учет и статистика результатов, планирование оздоровительно - профилактической деятельности.
Ведется медицинская документация. Папка медицинских инструкций – эстетично оформлена. Имеются все необходимые медикаменты, документация по диспансеризации сотрудников, тетрадь медико-педагогического контроля, наглядная информация для родителей.
Методический кабинет:
Повышение профессионального уровня педагогов, учебно - методическое обеспечение и планирование образовательного процесса; библиотека методической литературы, методическое обеспечение пособиями, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта воспитателей и специалистов.
В кабинете имеются:
- отчетно – учетная документация (согласно номенклатуре дел)
- наглядно-дидактические пособия
- демонстрационный материал
- регулярно сменяемые материалы результатов педагогического опыта воспитателей и специалистов
Коридоры ДОУ:
Информирование и просвещение родителей через тематические постоянные и временные стенды; осуществление организационной, культурной составляющей ДОУ в целом; связь и социумом; освещение организационно - практических вопросов правозащитной деятельности ДОУ, вопросов охраны труда и техники безопасности в ДОУ, вопросов безопасного поведения детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.
Групповые участки, «зеленые зоны» территории ДОУ:
Осуществление прогулок, игровой деятельности, физического воспитания и самостоятельной двигательной активности детей на свежем воздухе; познавательная, исследовательско - поисковая деятельность в рамках экологического образования, социализации; элементарная трудовая деятельность детей, проектная деятельность
Все участки соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим условиям, ухожены, в летний период имею эстетично оформленное озеленение.
В групповых комнатах происходит формирование, наполнение предметно-пространственной среды. Планируется организация тематического игрового пространства, оборудования для всестороннего развития детей: художественно – речевые, экологические центры, зоны для развития познавательных, интеллектуальных, театральных, музыкальных способностей детей, имеются технические средства. Каждая из групп ДОУ обеспечена игрушками, наполняется дидактическими и развивающими играми для детей соответствующего возраста.
Структура среды, материально-техническое оснащение соответствует предъявляемым требованиям, что позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей, решать воспитательно-образовательные задачи и осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.